Падение Османской империи

Последние годы величия Османской империи. Падение и причины краха

 

Благодаря достижениям Ренессанса Западная Европа опередила Османскую империю в военной области, в сферах науки, техники и экономики. Нарушилось равновесие между империей и Европой, и в новом соотношении сил упрочились позиции России. Турция пострадала также от возникновения новых торговых путей из Европы в Азию в XVII веке, когда менее значимым стал бассейн Средиземного моря.

 

Османская империя на карте

 

Османская империя стремилась вернуть свое блестящее прошлое времен Мехмеда II Завоевателя и Сулеймана I Великолепного. XVIII век стал предвестником современности - глубоко укорененной в традициях, но взявшей за образец Европу. Модернизацию власти империи начали с военного дела и экономики в период эпохи тюльпанов в 1718—1730 гг. и продолжали до Первой мировой войны, когда была установлена конституционная монархия. Иногда эти перемены рассматривались как столкновение между Азией и Европой, Востоком и Западом, старым и новым, верой и наукой, отсталостью и прогрессом. Существовал конфликт между традицией и современностью в общественной и частной жизни, иногда модернизацию определяли как упадок, разложение, колонизацию, распад культуры. По сути же ни один султан, принимаясь за проведение реформ, не стремился к изоляции или упадку государства. Реформы были необходимы и неизбежны. И султан, и его советники осознавали, что империя уменьшается и выходит из-под контроля, поэтому они старались ее сохранить даже в ущерб самим себе.

 

Главной причиной развала Османской империи стал экономический кризис XVII века. После венской катастрофы в 1683 г. произошел упадок общественного настроения, начались постоянные неудачи в войнах в XVIII веке. Государство уже не в состоянии было финансировать очередные военные походы, одновременно во всех сферах публичной жизни наступил регресс, в то время как в Европе происходило развитие науки и техники периода Просвещения. XIX век называют столетием борьбы за существование Османской империи. Реформы не принесли ожидаемых результатов, поскольку после Французской революции в империи поднялось национально-освободительное движение на Балканах и Ближнем Востоке. Европейские страны открыто или тайно поддерживали эту борьбу, способствуя развалу политического единства страны, представлявшей собою мозаику национальностей и культур.

 

Бунты вспыхивали и среди турецкого населения, их кровавое подавление не способствовало поддержке династии среди народных масс. В 50-е гг. XIX века «новые османы» с целью восстановления мира в обществе выдвинули идею османизма, провозгласив, что все они являются османским народом, независимо от своего происхождения. Однако идеи османизма не нашли отклика среди боровшихся за независимость национальных меньшинств - арабов, болгар, сербов, армян, курдов... В 70-е гг. XIX века для предотвращения утраты оставшихся территорий были предприняты попытки сплотить общество вокруг идей исламизма. Значительные меры предпринял в этом направлении Абдул-Хамид II, однако все эти начинания были забыты после его смерти. В свою очередь, партия «Единение и прогресс» после того, как правительство возглавил Мехмед V, начала пропаганду идей тюркизма. Это была очередная драматическая попытка сохранить единство государства с помощью идеологии, но ни одна из таких попыток так и не была воспринята.

 

Намык Кемаль, поэт и писатель эпохи Танзи-мата, так представлял проблему потери империей австрийских и венгерских земель:

«Против пушек мы выступили с ружьями, против огнестрельного оружия - с ятаганами, против штыков - с палками, осторожность мы заменили коварством, логику - стихом, прогресс - идеологией, согласие - переменами, солидарность - размежеванием, мысль - пустотой».

Другого мнения придерживался историк Энвер Караль, который считал, что на первом этапе модернизации оказалось недостаточно идеологических предпосылок и что не было проведено никакого научного анализа причин отставания империи от Западной Европы. К важнейшим причинам конфликтов в османском обществе он причислял именно отсутствие самокритики, имевшейся в Европе. Другой существенной причиной он называл отсутствие диалога между интеллигенцией и народом, который бы поддерживал модернизацию, как это было в Европе.
Большой проблемой становилась европеизация общества, не желавшего отказываться от религии и традиций, гордившегося своими корнями и воспринимавшего европеизацию как потерю ценностей.

 

В то же время турецкий историк Ильбер Оргайлы сообщает, что османские сановники склонялись к тому, чтобы перенять законодательство Западной Европы в полной форме, но не принимали европейскую философию. А перемены без философской основы происходили медленно и непредсказуемо. Так и случилось, когда в эпоху Танзимата была принята французская административная система, но без идеологии. Кроме того, не устраивали многие элементы системы, например, парламентское устройство не вызывало особого энтузиазма. Для проведения реформ в обществе должен сложиться определенный менталитет, а уровень культуры должен быть достаточным, чтобы справиться с задачей. Таким образом, Османская империя в процессе модернизации столкнулась с такими же общественными и политическими проблемами, какие были в России XVIII века и в Японии, Индии и Иране в XIX веке.

 

История гибели Великого Османского государства.

Падение Османской империи и причины ее краха

Последние годы величия Османской империи: нарастание кризиса

Турция в 1877-1914 гг.

Младотурки и крах Османской империи

 

Попытки возрождения не могли осуществиться и в связи с отсутствием развитой экономики - не были развиты ни производство, ни инфраструктура, ни товарообмен. Одновременно в обществе, несмотря на широкие реформы в области образования, ощущалась большая нехватка подготовленных кадров. Более того, реформы, проводимые в Стамбуле, не получали систематического распространения па всех территориях и во всех слоях общества.

 

Кратко о внутренних причинах падения Великой Османской империи

Кратко о внутренних причинах падения Великой Османской империи