Вопросы о Монгольской империи на олимпиаде по истории

Тема Монгольская империя в истории Европы и Азии очень широко представлена в вопросах на любой олимпиаде по истории. Связано это, конечно же, с теми глобальными изменениями общества, которые привнесла деятельность того государства на протяжении многих столетий.

 

Вопросы о Монгольской империи на олимпиаде по истории

 

Чтобы полностью охватить и разобраться в этой теме обычно преподаватели, которые готовят участников всероссийских и международных олимпиад дают выжимку из методических рекомендаций для школьников и студентов. То что в них дается - это очень широкое описание, которое фиксирует процесс строительства и создания монгольской империи, несколько этапов распада монгольской империи и всего культурного влияния, которое монгольская империи оказала на азиатские страны, на ближний Восток, на европейские страны и Африку.

 

На что здесь лучше обратить внимание? Прежде всего, естественно, на разделы и подтемы, которые являются нам более важными для подготовки участников олимпиад. К таким темам относятся основные факторы и условия объединения центрально-азиатских племен в конце 12 – начале 13 веков. Действительно, здесь важно обратить внимание на то, в какое время происходит объединение племен, каких племен, какие факторы и какие условия повлияли на это объединение, какими целями руководствовались люди того времени. И самое главное, под чьим руководством происходило это объединение.

 

Вопросы о Монгольской империи на олимпиаде по истории

 

Обязательно нужно особое внимание уделять всем именам, которые указаны в методических рекомендациях, например, Темучин и время провозглашения его Чингиз-Ханом. Прочитайте дополнительную литературу про военные походы того времени, например Курултай 1235 года. Нужно точно знать, что там произошло, и какое значение он имел в контексте истории монгольской империи.

 

Также, естественно, следует заострить внимание на административно-территориальной структуре монгольской империи, как армия того временить соотносилась с этим устройством, как она была организована, как она менялась.

 

Отдельно следует рассмотреть феномен «монгольской жестокости». Это очень важный момент, который соотносится с культурным влиянием, с культурным эффектом монгольской империи.

 

После первого этапа распада монгольской империи ход событий несколько меняется, появляются новые административные и территориальные структуры. Олимпиада по истории для 11 класса иногда содержит вопросы о том, где появляются эти административные единицы, и как они устроены в локальных контекстах.

 

Вопросы о Монгольской империи на олимпиаде по истории

 

Далее обычно рассматривается обширная тема про «Золотую орду» во времена Тимура, довольно близкую для учащихся страны СНГ и достаточно понятную по известным причинам.

 

Окончательная черта подводится изучением культурного влияние Монгольской империи на другие мировые государства. Участники олимпиады по истории должны перечислить те новые черты, которые принесли монголы в государственное общественное устройство стран Востока, Руси и, на самом деле, стран Восточной Европы в том числе.

 

В методических рекомендациях обязательно дается большой список дополнительной литературы. Стоит отметить замечательную книгу Амелькина и Селезнева «Куликовская битва в свидетельствах современников и памяти потомков». В ней очень хорошо описан культурный контекст времен Монгольской империи. Другой хорошей книгой является «Москва и Орда» Горского. И в завершении хочется порекомендовать замечательную книгу Кычанова «Кочевые государства от гуннов до маньчжуров». Все книги помогают понять, в каком контексте происходило формирование Монгольской империи, как происходила жизнь, представлена география Тамерлана, описывается его армия и дворцы. Дана также информация по культурному влиянию и трансформациям других культур.

ddrug1.png