Посещение логопеда: когда стоит отвести ребенка и чего ожидать
Есть мнение, что логопед исправляет неправильное произношение звуков — и все. На деле же его деятельность намного более масштабна, ведь речь — это не только звукопроизношение, но и словарный запас, умение воспринимать различные звуки на слух, образовывать слова, строить предложения, составлять рассказы по картинкам, сочинять сказки и фантазировать. Задача логопеда — формирование речи в целом, развитие внимания, памяти, мышления, подготовка детей к обучению чтению, письму. Жителям Санкт-Петербурга обратиться к логопеду-дефектологу можно в Центре семейного здоровья С.Знаменской, пройдя по ссылке (https://kidscenter.ru/services/logoped-defektolog/).
Когда нужно отвести ребенка к логопеду?
Оптимальный возраст — 4-5 лет, когда ребенок уже должен чисто произносить все звуки. Исключением является только «р», которым малыш может самостоятельно овладеть чуть позже, к шести годам.
Возраст до 5 лет — сензитивный период, наиболее благоприятный для развития способностей. В дошкольном возрасте дети быстрее обучаются правильно говорить, легче привыкают к новому произношению звуков.
До 5 лет ребенка нужно показать логопеду в любом случае, тем более, если есть следующие нарушения:
- Неправильное произношение каких-либо звуков;
- Перестановка слогов в словах;
- Неверное грамматическое построение фраз — ребенок путает падежи, род и число частей речи;
- Неспособность последовательно и логически передать смысл увиденного и услышанного, построить согласованное предложение;
- Смазанная, неотчетливая речь, «каша во рту».
Как проходят занятия с логопедом?
Когда логопед впервые встречается с ребенком, он беседует с ним. Специалист оценивает умение понимать и отвечать на простые вопросы и обобщать предметы и явления, анализирует знание цветов, размеров и форм, уровень словарного запаса, работу мышления, памяти, внимания и воображения, определяет, как ребенок слышит парные слоги, как согласует существительные с прилагательными и глаголами, обследует строение артикуляционного аппарата и работу мышц языка. На основе этого он дает рекомендации и подбирает программу корректирующих занятий.
Занятия с логопедом проходят в игровой форме, и дети получают удовольствие от процесса. Специалист использует игры, песни и стихи, побуждающие к повторению, игрушки и материалы для развития мышления и логики, артикуляционную гимнастику, проводит индивидуальные и групповые занятия.