Математика в Древнем Египте
В Древнем Египте математика занимала важное значение и была весьма развитой наукой. Египтяне прекрасно владели знаниями о цифрах, могли вычислить объем сосуда или площадь участка, знали и пользовались дробями.
Площади, объемы и дроби
Египтянам были знакомы дроби, однако, на деле они выглядели не так, как современные. Египетский вариант был гораздо более громоздким.
В геометрии знания сводились к определению площади и объема. Египтяне могли находить площадь прямоугольника, треугольника и трапеции. Поскольку эти вычисления возникли из землемерной практики, то таких понятий, как «фигура», «сторона фигуры», не существовало. Речь шла об участке с границами.
Успешно справлялись с расчетами объема тел: куба, призмы, цилиндра. Кубической мерой объема, используемой при измерении объема земли подчас строительных работ, был кубит, составляющий 30 хекат.
Источником далеко не полной информации о математических знаниях египтян стали математические папирусы. Поскольку материал плохо сохранился, практически ничего не известно об эпохе Древнего царства, однако дошло несколько текстов периода Среднего царства.
Математические папирусы
Одним из них является Московский математический папирус. Другое название этого документа — Голенищевский папирус (по имени владельца — египтолога Владимира Голенищева). Датируется временем правления XII династии, представляет собой свиток длиной 5,5 м. Он содержал 25 примеров, которые должны были разбирать ученики в школе писцов, а потом использовать их в качестве образцов в повседневной жизни. Среди задач были вычисления вместимости амбара и корзины, площади участка, раздел имущества и другие.
Не менее известным стал папирус Ринда, в который вошли 84 задачи. Этот документ был обнаружен во время нелегальных раскопок возле Рамессеума. Его приобрел в Луксоре шотландский собиратель древностей Александр Генри Риндт. Датируется 1650 г. до н. э. Имеет также название «Папирус Ахмеса» — по имени писца-составителя.
К эпохе Нового царства относится папирус Анастаси I, который является сатирическим текстом для обучения писцов. И хотя полагают, будто это, скорее всего, литературное произведение, оно дает представление о том, какими математическими навыками должен владеть писец: рассчитывать количество пайка на определенное число солдат, оценивать количество мужчин, необходимое для перемещения обелиска либо статуи.
Математические знания древних египтян не дошли до нас в полном объеме, но, вероятно, они были очень обширными, поскольку известно, что греки учились у египтян.